Документы

Здравствуй, Учитель! 
Учитель мегаполисов и маленьких деревушек, престижных лицеев и общеобразовательных школ!
Не знаю, приносит ли Тебе работа профессиональное удовлетворение, материальные блага или сплошное разочарование. Но точно уверена, что 1 сентября Ты снова войдешь в класс и начнешь урок, урок длинною в жизнь на тему: «Учиться быть учителем». Удачи Тебе во всех начинаниях, счастья, крепкого здоровья! С уважением, вечная ученица Е.В.Вавкина

«Учиться быть учителем». 
Вечер. Как всегда, сижу за столом. Работаю. Тишину нарушает лишь шорох перелистываемых страниц тетрадей. Это надо же! XXI век, модернизируется  вся система образования, внедряются информационно - коммуникативные технологии, а учитель, как и много лет  назад все также проверяет ученические тетради, составляет конспекты уроков и рассуждает над извечными проблемами образования.

Внезапно улица наполняется детскими голосами. Улыбаюсь. За окном мои ученики. Резвятся, хохочут…Устала. Глаза слипаются, хочется спать. А может бросить все это и наконец-то выспаться? А как же те голоса за окном? Ведь завтра  они будут ждать от меня если не настоящего волшебства, то хотя бы маленького чуда. Отметаю прочь усталость. Раскрываю томик стихов Владимира Высоцкого, перечитываю любимые строки:
Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь – наверх!
Ну, вот, сорвался в пропасть страх
Навек, навек, -
Для остановки нет причин-
Иду, скользя…
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!
Почему человек так стремится в горы, откуда такая тяга? Видимо, это одно из свойств человеческой натуры стремиться к неизвестному, недосягаемому. А еще говорят, что умный в гору не пойдет…Ложь.
         Настоящий учитель должен, скажу больше, имеет потребность в развитии профессиональной компетентности. День за днем покоряет  вершины педагогического мастерства по индивидуальной траектории профессионального развития.

Среди нехоженых путей

Один – пусть мой,

Среди не взятых рубежей
Один – за мной!
Я не  работаю учителем, я – учитель. Давным - давно стерлась грань между личной жизнью и работой, и вот уже 16 лет в одной связке с детьми  преодолеваю «сложные горные перевалы».
Изначально считалось: дети – «недоразвитые взрослые», детская жизнь – всего лишь предисловие к взрослой жизни. Поэтому с ней можно не церемониться. Подсознательно у каждого учителя есть мечта об идеальном ученике, отвечающим всем его требования. В погоне за этой утопией мы спешим насильственно ворваться во внутренний мир ребенка, спешим внушить ему наши взгляды, наши понятия, наши сведения, то есть сотворить себе подобного! А разве мы имеем право брать на себя роль творца? Мне страшно…Чувствую край пропасти. Мне бы точку опоры…Но ведь делаем мы это в благих целях, полагая, что детский рассудок слаб и непроницателен. А как же быть с тем, что детский ум в состоянии понять квадратные уравнения, конечные дроби, Ньютонов бином? Пауза. Кажется, поняла. Дети не имеют силы нарушать законы взрослой жизни, а мы не имеем права ниспровергать законы мира детей.
Мой ученик имеет право быть самим собой и моя задача помочь ему сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Так вот она точка опоры. Мне стало легче. Чувствую непреодолимое  желание вести за собой своих учеников, помогая им, направляя их шаг, но не с высоты своего положения, а на равных: рука об руку, на одном дыхании. Так просто и так сложно! Ты – ведущий, выбираешь одну, верную дорогу для всех, с тебя особый спрос. Даже самая мизерная ошибка может стать для твоих учеников непоправимой в будущем.
Христос говорил своим близким: «Несовершенный не может воспитать совершенного, как зеркало, не может отразить другого вместо стоящего перед  зеркалом».  Я не боюсь совершенства. Достичь его невозможно. Но нужно к этому стремиться. Настоящему учителю, по-моему, постоянно приходится сражаться с самим собой: с собственной инерцией, амбициями, старостью, наконец. Победить себя – вот главное!
Ребенок творит. А ты чем хуже? Сотвори себя как личность. Сотвори урок, на котором дети захотят сами решить проблему, потому что это трудно и интересно – как в игре. Сотвори ученика, не копию свою, а творца, который увидит больше, чем ты увидел, который поймет глубже, чем ты понял, который пойдет дальше тебя.
«Ветви тангенсоиды простираются в бесконечность» - в который раз объясняю ученикам. А что такое бесконечность? Наверное, процесс….Процесс творческого поиска.
Перечитываю строки Владимира Высоцкого, ищу в них тайный смысл и задаю себе вопросы, на которые почти наверняка знаю ответ.
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал.



Комментариев нет:

Отправить комментарий